Эмаль

Продолжаем нашу новую рубрику, начатую в прошлый четверг. Сегодня разговор пойдет об эмали.

Яркая, массивная — но изящная. Роскошная, многоцветная – но ничуть не вычурная. Все эти характеристики как нельзя лучше подходят эмали. Украшения, выполненные в этой технике, являются балансом современности и винтажа: в нужных пропорциях, 1:1.

На руку винтажной стороне ювелирного дизайна играет то, что эмаль относится к числу самых древних видов искусства. Древний Египет, Китай, Индия и Византия стали местом рождения этого удивительного сплава, который постепенно дошёл до средневековой Европы, а затем распространился и в России. Слово «эмаль» ведёт своё происхождение от европейских слов: французского «émail» и немецкого «schmelzen», что в переводе означает «плавить».

Изначально эмалью заполнялись углублённые части металлических изделий. Такая технология сегодня называется «заполняющей» или «восточной». Изготовленные таким образом украшения распространились в Западной Европе в XII веке. Позже, с развитием навыков мастеров появилась эмаль резная, художественная, витражная и перегородчатая. Искусство последнего – и, пожалуй, самого декоративного — вида эмали достигло своего расцвета в средние века в Византии. А так как в тот период грузинская культура испытывала на себе большое ее влияние, то и грузинская эмаль органично переняла лучшие традиции византийской школы – витиеватый растительный орнамент, благородные, простые формы изделий.

Хотя стоит заметить, что украшения грузинской школы всегда отличались собственным почерком. Например, грузинская перегородчатая эмаль славится глубиной, прозрачностью и насыщенностью палитры. Ее колорит разительно отличается от перегородчатой эмали других стран. Особенно часто встречаются такие сложные цвета как насыщенный винный, бирюзово-синий и прозрачно-зелёный. При этом нелишним будет заметить, что каждому оттенку соответствует своя температура плавления, а некоторые цвета подвергаются обжигу несколько раз, прежде чем достичь нужной глубины и насыщенности.

Кстати, технология изготовления украшения в стиле «минанкари» – такое напевное название носит эмаль в Грузии – не меняется уже сотни лет. Даже клей, которым перегородка крепится к пластине, варят по старинному рецепту — из кожуры айвы.

Современность вносит свой вклад в ювелирное искусство – сегодняшней традиции минанкари всего 10-15 лет. С XV века это искусство было незаслуженно забыто, и теперь стремительно наверстывает упущенные века. Модернизм, кубизм, абстракционизм, Арт-деко – эмаль легко впитывает в себя элементы всех направлений. Декоративные А. Муха, Г. Климт идеально ложатся на металл. Впрочем, цветочные узоры из XII века никогда не выйдут из моды.

На руку стильному образу и то, что изделия из эмали всегда уникальны – в точности повторить рисунок и колорит не под силу самому талантливому мастеру. Так что в погоне за оригинальностью и яркостью не стоит обходить эмаль стороной – эффектное украшение станет одной из изюминок в вашей коллекции.


Использованы фотографии с сайтов: http://fineartshop.ru, http://anenamel.ge, http://www.iwipa.com/iwipa/149930685049798

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *