Юбилейная ярмарка искусства BRAFA 2015 в Брюсселе

В Брюсселе проходит одна из самых старых и важных в Старом Свете ярмарок искусств BrusselsArtFair (BRAFA). В этом году BRAFA отмечает юбилей, ей исполнилось шестьдесят лет, но года пошли ей только на пользу.

18

Созданная некоммерческой ассоциацией «Ярмарка антикваров Бельгии» BRAFA каждый год традиционно привлекает в столицу Бельгии коллекционеров, искусствоведов, журналистов и представителей музеев со всего мира. Обычно, средняя посещаемость ярмарки за десять дней составляет более 55 тыс. человек. В этом году, вполне возможно, цифра окажется еще более значительной, так как цена билета в 20 евро кажется более демократичной, чем у голландской TEFAF, проходящей в марте в Маастрихте. На 25 января, когда были подведены первые итоги, прицениться к антиквариату уже пришло около 20 тыс. человек. BRAFA располагается в просторных залах старинной сортировочной почтово-таможенной станции Tour & Taxis, сейчас выставочная площадь составляет 15 400 кв.м.

02

Организаторы сознательно не желают увеличивать количество галерей и 126 участников из 15 стран кажется им вполне сбалансированным числом. Подавляющее большинство — из Бельгия (их примерно 40 %), но  есть также галереи из соседних Германии, Франции и Монако, Швейцарии, Венгрии, Италии, заметны стенды участников из Великобритании, Канады, Испании и  США.

04

BRAFA – заметное явление в жизни города, узнаваемые сине-белые флаги ярмарки украшают Брюссель, а вернисаж не обходится без представителей королевской династии Бельгии. На этот раз своим визитом гала-ужин ярмарки почтила ее Королевское высочество Принцесса Астрид и ее супруг Принц Лоренс Австрийский-Эсте.  Кстати, открытие запомнилось еще и тем, что  в проходах-«улицах» между галереями выставили столы накрытые для ужина участников ярмарки. Арт-дилеры и галеристы вели светские беседы, и никто из них, несмотря на хороший сигнал  Wi-Fi, не работал в своем смартфоне.  Для европейцев общение за ужином – святое.

14

Бесполезно пытаться выделить определенную направленность BRAFA – размах ярмарки весьма широкий —  здесь можно найти и мумии и предметы античности, ковры и старых мастеров, импрессионистов и русские иконы, гравированные карты и современные комиксы.

фея

Старинные ювелирные украшения показывала Epoque Fine Jewels.

Подвеска эпохи ар-нуво с профилем женщины, чьи волнистые локоны превращаются в растения, подписана парижским ювелиром Lucien Gautrait и датируется 1900 годом.  О самом Готре мало что известно (споры – Люсьен он или на самом деле его звали Леопольдом — не утихают до сих пор). Точно известно, что работал он для ювелирного дома Анри Веве и темы для своих произведений выбирал в духе времени – птицы, растения, загадочные женщины-символы. Продуманная композиция и виртуозно исполненная перегородчатая эмаль позволило сравнивать работы Готре с работами другого его современника – Рене Лалика.

русалочка

Другое интересное произведение — подвеска с русалочкой  (особенно отмеченная организаторами BRAFA и вынесенная в highlights – главные, топовые вещи) –исполнена во Франции и датируется примерно 1870-95 годами. Хвост, похожий на щупальца кальмаров, у существа на подвеске раздваивается в районе бедер и обвивает руки морской обитательницы. Как пояснили в галерее, возможно, такая интерпретация идет от скульптур, украшавших углы старинных домов. Хотя мне она напомнила скорее  гальюнную фигуру, статую, что украшала нос парусного корабля. Золотая фигурка русалки в бриллиантовом колье и с покрытым розовой эмалью хвостом стоит 85 тыс евро.

русалочка в среде

08

Рядом  на витрине пара «кружевных» бриллиантовых серег-жирандолей конца XVIII века. Подобные серьги вошли в моду в середине XVII века, но на данный момент в первозданном виде встречаются достаточно редко из-за того, что их любили разбирать по частям, превращая в серьги другого типа или подвески.  Цена вопроса – 210 тысяч евро.

17

Брильянтовая брошь 1935 года была сделана в Америке и классический образец стиля ар-деко. Но это не просто брошка, она же  — парные клипсы, которыми модно было украшать пояски платьев.

DSC04861

Кстати, не менее интересны были ювелирные украшения на ярмарке TEFAF в Маастрихте (прошедшей в прошлом марте). Величественная подвеска в виде банта, созданная в Испании XVIII века из золота и украшенная изумрудами оценена в 24 тыс. евро (стенд Deborah Elvira).

DSC04872

DSC04873

Периодически появляются ювелирные произведения, связанные с русской императорской семьей. Английская галерея Wartski представила табакерку работы фирмы Фаберже 1909 года с портретом Николая II, принадлежавшую Фрэнку Синатре, и  «очаровательные по замыслу» (как писали в каталоге продававшие их большевики) нашивки  с бриллиантами и сапфирами для платья императрицы Елизаветы Петровны.

20140313_153614

Не меньшим успехом у посетительниц ярмарки пользовались ожерелье и серьги из розовых топазов и бриллиантов, заказанные императрицей Марией Федоровной, супругой Павла I у придворного ювелира Жана Франсуа Андре Дюваля за 1600 рублей. В 1818 году вдовствующая императрица подарила их своей внучке Августе Саксен-Веймар-Эйзенахской (1811-1890),королеве Пруссии. Бразильские розовые топазы были выбраны Марией Федоровной неслучайно, так как обозначали «прекрасное время, проведенное вместе» и в качестве подарка они напоминали о далекой России и венценосной бабушке.  Сейчас украшениями владеет A la Vieille Russie. И хотя цена не разглашается –  такой безупречный провенанс вещи серьезно добавит к её стоимости пару нулей.

Автор статьи: Любовь Пуликова. ( instagram.com/lubekus/ )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *